ФЕВРАЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ МГУ
«ЖУРНАЛИСТИКА В 2017 ГОДУ: ТВОРЧЕСТВО, ПРОФЕССИЯ, ИНДУСТРИЯ»
5-7 ФЕВРАЛЯ 2018 ГОДА
В феврале на факультете журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова прошла научно-практическая конференция «Журналистика в 2017 году: творчество, профессия, индустрия». Факультет стал площадкой для общения теоретиков и практиков журналистики со всей России. В первый день прошло закрытое заседание УМО, второй и третий были посвящены открытым секциям и круглым столам.
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ 1
Конференцию открыла декан факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова, профессор, член-корреспондент РАО Е.Л.Вартанова. Она обозначила наиболее острые проблемы, которые сегодня стоят перед теоретиками и практиками медиа. Затем с докладами выступили гости конференции.
Приветственное слово Е.Л.Вартановой
Человек, не имеющий отношения к медиа, — важный представитель в медиапространстве. Сегодня он не только потребитель, но и распространитель информации.
Елена Леонидовна Вартанова
Декан факультета журналистики МГУ
Выступление С.А.Дзюбинской — начальника Отдела периодической печати Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Несмотря на популяризацию интернета, печатные СМИ не умирают. Пресса остается востребованным информационным продуктом. 2,5 млдр человек читают газеты ежедневно.
Светлана Аркадьевна Дзюбинская
начальник Отдела периодической печати Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Выступление В.М.Шкулёва — президента «Hearst Shkulev Publishing»
Люди всё чаще потребляют информацию многоканально. Например, мы смотрим ТВ или слушаем радио, а одновременно листаем ленты в социальных сетях. Мы сами становимся большими станциями, которые могут как принимать, так и отправлять информационные сигналы.
Виктор Михайлович Шкулёв
президент Hearst Shkulev Publishing
Выступление С.В.Паранько — директора по медийной экоситеме «ВКонтакте»
При новых технологиях искусственный интеллект вполне реален. Уже сейчас с помощью специальных нейронных сетей можно обрабатывать большие данные, и из большой массы материалов пользователю предлагается именно то, что ему интересно.
Сергей Паранько
директор по медийной экосистеме ВКонтакте
После пленарного заседания гости конференции ответили на вопросы РАДИО «Моховая, 9»
С.А.Дзюбинская — начальник Отдела периодической печати Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
У хорошего журналиста прежде всего должен быть талант и креативное мышление. А ещё и желание, потому что если нет попытки придумать что-то новое, то, в принципе, сколько человека не учи, он будет чем-то похож на новостного агрегатора.
Светлана Аркадьевна Дзюбинская
начальник Отдела периодической печати Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
В.М.Шкулёв — президент Hearst Shkulev Publishing
Журналистика должна улавливать время: чем человек живёт, как он говорит, как он мыслит, как он потребляет контент. Если журналист чувствует время, то появляется контакт с аудиторией.
Виктор Михайлович Шкулёв
президент Hearst Shkulev Publishing
С.В.Паранько — директор по медийной экосистеме ВКонтакте
Наша задача — создать лучшие условия для выживаемости и творчества. Для нас это больше форматов подачи и лучшая связь автора с его аудиторией. Это магия платформы.
Сергей Паранько
директор по медийной экосистеме ВКонтакте
РУКОВОДИТЕЛИ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ «ЖУРНАЛИСТИКА»
о современных медиатрендах, журналистском образовании и ярких кейсах 2017 года
Ю.М.Ершов — заведующий кафедрой телерадиожурналистики Томского государственного университета
Россия сейчас — часть глобального пространства. И я не выделил бы какого-то тренда, который был бы только в нашей стране. Главные тренды: дефрагментация аудитории, падение тиражей печатных СМИ, переход на цифровые платформы и поиск новых моделей монетизации.
Юрий Михайлович Ершов
заведующий кафедрой телерадиожурналистики Томского государственного университета
О.Н.Савинова — заведующая кафедрой журналистики ИФИЖ Нижегородского государственного университета
О.Н.Савинова — заведующая кафедрой журналистики ИФИЖ Нижегородского государственного университета
Никакие самые современные технологии не отменяли таких качеств журналиста, как порядочность, ответственность, нравственность, переживание за судьбу своего героя и своей страны.
Ольга Николаевна Савинова
заведующая кафедрой журналистики ИФИЖ Нижегородского Государственного Университета
В.В.Тулупов — декан факультета журналистики Воронежского государственного университета
Увы, иногда хвастаются: «А я газет не читаю, я телевизор не смотрю». А зачем ты тогда на журфак пришёл? Надо делать, всё смотреть, всё читать. Причём то, что ты не принимаешь, в том числе. Плюрализм мнений в самом широком смысле этого слова.
Владимир Васильевич Тулупов
декан факультета журналистики Воронежского государственного университета
После пленарного заседания участники разошлись по тематическим секциям.
РАДИО «Моховая, 9» расскажет о работе некоторых из них.

Секция «Глобальные проблемы человечества в зарубежных медиа»
Основные докладчики секции. Нажмите сюда
    • И.Б.Архангельская (ВШЭ (Нижегородский филиал) Глобальные темы программы The Daily Show with Trevor Noah (2016–2017 гг.)
    • Е.В.Гнездилова (РГАУ-МСХА) Мифологизация как технология массовой коммуникации
    • О.Е.Орехова (МГИМО) Экологическая проблематика в общественно-политическом еженедельнике Der Spiegel
    • Н.В.Урина (МГУ) Итальянские СМИ 2017 г.: Россия в современном и историческом контекстах
    • В.В.Хорольский (ВГУ) Специфика медийной глобализации и диверсификации на Западе в наши дни
    Тезисы некоторых выступлений. Нажмите сюда
    • И.Б.Архангельская: Известно, что большинство глобальных проблем неразрешимы. И когда это окончательно становится очевидным, многие предпочитают шутить об этом. Именно поэтому такую популярность, особенно на Западе, приобрели комедийные шоу. Фарс на телеэкране стал способом не только самореализации, но и презентации предвыборных политических программ. Первопроходцами в этом жанре стали Тревор Ной и Джонни Карсон.
    • Е.В.Гнездилова: Одним из главных инструментов политической манипуляции в XXI веке стал миф. И если в Древней Греции это была форма познания, имевшая стихийный характер, то современные мифы абсолютно управляемы. Существуют целые технологии манипуляции общественным мнением с помощью мифов. Основаны они во многом на универсальных чертах психологии человека. Злоупотребление этими технологиями приводит к одной из самых главных проблем современной мировой журналистики — фейковым новостям.
    • О.Е.Орехова: Западные медиа сегодня серьёзно озабочены глобальными экологическими проблемами. Почти в половине номеров немецкого журнала Der Spiegel так или иначе затрагивалась экологическая тематика. Последнее время особенно остро журнал реагирует на выход США из Парижского соглашения по климату и активно лоббирует отказ от добычи нефти путём гидроразрыва пласта.
    • Т.С.Якова: 2017-й год ознаменовался обострением противостояния КНДР и США. Анализ заголовков ряда американских и европейских СМИ показал, что написаны они с явным уклоном в сторону насилия. Журналисты не фокусируются на глубинных причинах конфликта, а лишь плодят стереотипы о конфликтующих сторонах и их лидерах. Всё громче звучит риторика о возможном начале Третьей мировой войны.
    • Н.В.Урина: Из общей массы западных СМИ качественно выделяется итальянская пресса. Её отличает более явное деление на правые и левые издания. Многие газеты и журналы в Италии по-прежнему принадлежат бывшему премьер-министру, большому другу России Сильвио Берлускони. Поэтому они продолжают писать о необходимости отмены санкций и сближения с Россией.
    Участники секции о современных проблемах журналистики. Экслюзивно для РАДИО «Моховая, 9»
    Я.Н.Засурский — президент факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова, заведующий кафедрой зарубежной журналистики и литературы
    В журналистике и вообще везде наступает инерция. А инерция ведёт к штампам
    Ясен Николаевич Засурский
    президент факультета журналистики МГУ
    Г.В.Прутцков — доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы журфака МГУ
    Мне кажется, что российская журналистика объективнее западной, потому что у нас нет такого прямолинейного подхода. Я разговаривал с одним преподавателем из Университета Беркли. Он был в Москве и говорил: «У нас такое в принципе невозможно, как «Дождь», «Эхо Москвы», «Новая газета». У нас штампы такие, что в университете пойди, скажи, что любишь Трампа, тебе сразу в морду дадут».
    Григорий Владимирович Прутцков
    доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы журфака МГУ
    П.В.Балдицын — и.о.заведующего кафедрой медиалингвистики журфака МГУ
    Информация уходит из официальных СМИ в социальные сети. При этом, там много шума, никакой информации не поставляющего. Более того, распространяется такое явление, как вербигерация, то есть повтор информационного сообщения. Одну новость дублируют 234 раза в день.
    Павел Вячеславович Балдицын
    и.о.заведующего кафедрой медиалингвистики журфака МГУ
    Секция «Возможности современной медиаречи»
    Основные докладчики секции. Нажмите сюда
    • Э.Г.Куликова (РИНХ) Нарушение этико-лингвистической нормы в современном медийном пространстве
    • В.Н.Суздальцева (МГУ) Конструирование политических мифов в новой России: вербальный аспект
    • Е.Г.Торсуков (ВУМО) Речевая суггестия в журналистской деятельности
    Тезисы некоторых выступлений. Нажмите сюда
    • О.И.Северская: Раньше на телевидении текст и картинка должны были друг друга дополнять. Радио же апеллировало к воображению слушателя. Сейчас происходит возникновение гибрида. Телевидение стало использовать формат ток-шоу (у них большие рейтинги) + сериалы (которые показывают кусочек из жизни). Радио тоже начинает использовать разные форматы, например, выкладывает видео в сеть. То есть сейчас радио уже не только слушают, но и смотрят. Границы между этими двумя платформами постепенно стираются и на речевом уровне. Даже от радиожурналиста уже не требуется столь высокое владение русским языком, ведь он всегда сможет отвлечь внимание картинкой или видео.
    • Теперь текст как текст уже имеет мало значения. Появляется такое понятие, как медиаперформанс — постановка или представление, которые создают реальность с помощью высказывания. Сейчас перформанс везде. Например, в выступлении Жириновского магия речи такова, что слушатель начинает воспринимать текст, как текст в кино.
    • Несмотря на конвергенцию, язык радио всё ещё отличается от языка телевидения: он гораздо более плотный. Радио, чтобы удержать внимание слушателя, использует большее количество повторов и ключевых слов. Аудиальный язык обращается к фантазии. Но сейчас журналисты практически не используют художественные средства языка. Человек, например, может не просто идти, но тащиться, бежать, плестись. Это всё создает разные картинки. Нужно учить журналистов влиять на воображение слушателя.
    • Э.Г.Куликова: Многие этико-лингвистические нормы — доброжелательность, честность, обходительность — соблюдаются интуитивно, и поэтому они подвижны. Так, этико-речевые нормы нередко нарушаются при использовании сравнений. Это особенно характерно для рекламы. Например, в ролике «Майского чая» звучат следующие строки: «Александр Пушкин, российская классика, майский чай — нам есть, чем гордиться, нам есть, что любить». Ставить великого русского поэта в один ряд с дешёвым чаем в пакетиках — не лучший рекламный манёвр.
    • Е.Г.Торсуков: Речевая суггестия — внушение с помощью речи. Это важный момент в деятельности журналиста. Именно поэтому нынешняя молодёжь так отличается от поколения 60-80-х годов. Они обладают клиповым мышлением, во многом у них отсутствует критическое восприятие. Цель журналистики сегодня — изменить человека и сподвигнуть его к действию.
    Участники секции о о том, каким должен быть язык медиа. Экслюзивно для РАДИО «Моховая, 9»
    Е.С.Кара-Мурза — доцент кафедры стилистики русского языка журфака МГУ
    Сейчас существует проблема не столько речи, сколько организации коммуникативных потоков с точки зрения намерений. Поэтому мы говорим о том, что происходит смешение журналистики с пиаром, рекламой и пропагандой. И с содержательной точки зрения можно говорить о гибридизации медиаречи, а с языковой — о богатстве выразительных ресурсов.
    Елена Станиславовна Кара-Мурза
    доцент кафедры стилистики русского языка журфака МГУ
    О.И.Северская — ведущий научный сотрудник Института русского языка РАН, журналист радио «Эхо Москвы»
    Речь выдает культурный уровень человека и служит имиджевым средством. Журналист должен уметь говорить с разными людьми на разных языках.
    Ольга Игоревна Северская
    ведущий научный сотрудник Института русского языка РАН, журналист радио «Эхо Москвы»
    Секция «Инновационные технологии в связях с общественностью»
    Основные докладчики секции. Нажмите сюда
    • Л.Н.Федотова (МГУ) Массовое и индивидуальное в рекламной кампании
    • Т.Э.Гринберг (МГУ) Трансформация поведения, медиапотребления и ожиданий аудиторий связей с общественностью
    • М.И.Пискунова (МГУ) Коммуникационные стратегии фонда «Вера» и тактики их реализации
    • О.В.Муронец (МГУ) Информационное пространство социальных сетей: вектор движения
    • М.А.Кузьменкова, В. А. Простякова (МГУ) Коммуникативные инновации маркетинговых технологий продвижения
    • Н.В.Старых (МГУ) Профилирование целевых аудиторий рекламы и PR в контексте двух подходов к проектированию стратегических коммуникаций
    Тезисы некоторых выступлений. Нажмите сюда
    Т.Э.Гринберг:
    • Традиционные СМИ — это контролируемые каналы: между авторами и аудиторией стоит фильтр редакции. Блоги и соцсети — неконтролируемые.
    • В сфере связей с общественностью мы всегда идём за аудиторией, которую можно разделить на две большие группы: аудитория потребителей и аудитория бизнеса.
    • Аудитория потребителей больше всего ценит индивидуализированную информацию, личные впечатления, стремится к вовлечённости информации.
    • Что меняется в аудитории потребителей?
    • Выбор информации становится видом самовыражения.
    • Покупка информации здесь и сейчас.
    • Оценочное потребление.
    • Что меняется в аудитории бизнеса?
    • Сильная интеграция с медиасредой.
    • Поиск интересного контента, источники которого доступны в здесь и сейчас.
    • Аудитория бизнеса идёт за потребителем: Сериальность. Развлекательность.
    • Современные тренды в пиар-среде:
    • Рост универсализации пиара.
    • Увеличение роли гражданского пиара — вовлечения сотрудников в формирование образа компании.
    • Изменение связи пиара и медиа: пиар перестаёт навязывать информацию и начинает реагировать на неё, за счёт чего его репутация во внешних условиях получает более позитивный образ.
    Л.Н.Федотова:
    • Развитие массового производства началось в XVII веке. Ориентация производства на массовое потребление началась с XX века, а до этого оно было сегментированным.
    • Развитие предметов массового потребления пришло на смену уникальному производству. Раньше предметы роскоши не нуждались в рекламе, ведь у них была другая функция — демонстрация образа жизни.
    • Вскоре появилась необходимость маркировать аудиторию и различать предметы уникального производства и массового. Появляется понятие целевой аудитории, которую можно сочинить, а можно сконструировать. Но самый простой способ, спросить людей из разных социальных групп, чего они хотят, и дать им это.
    Т.Э.Гринберг о том, как реклама влияет на аудиторию. Эксклюзивно для РАДИО «Моховая, 9»
    Для того чтобы сделать хорошее СМИ, нужно задать себе вопрос: «А зачем я это делаю?» Как ни странно, этот простой вопрос всегда остаётся на задворках сознания и всплывает очень поздно. Когда вы ответите себе на этот вопрос, всё сразу встанет на свои места.
    Татьяна Эдуардовна Гринберг
    доцент кафедры рекламы и связей с общественностью журфака МГУ
    Секция «Социология массовых коммуникаций»
    Основные докладчики секции. Нажмите сюда
    • А.А.Ефанов (ОГУ) «Кризис доверия» к телевидению
    • Е.В.Суслов (МарГУ) Переходный период региональной журналистики
    • О.А.Сусская (НаУКМА) Журналистика «настроений» в цифровую эпоху
    Тезисы некоторых выступлений. Нажмите сюда
    • А.А.Ефанов: Несмотря на избыток информации, проблема доверия аудитории остаётся одной из важнейших. В современном медиапотоке тяжело ориентироваться. Усложняет задачу низкий уровень медиаграмотности населения.
    • И.А.Полуэхтова: Современное телевидение утрачивает лидирующие позиции. Одна из основных причин такого упадка — проблема старения аудитории. Объемы телепотребления у молодёжи снижаются, в то время как доля аудитории 55+ выросла с 32% до 44%. Такой рост обеспечен сформированной привычкой и доверием к ТВ у старшего поколения.
    • Основная цель программной политики телеканалов — попытаться задержать аудиторию подольше у экранов. Для этого создают новые форматы и различные виды программирования.
    • Для аудитории от 15 до 24 лет Интернет — более значимый источник информации, который даёт молодым людям возможность реализации своих желаний и потребностей.
    • Телевидение сохраняет позиции за счёт жителей провинциальных городов
    Участники секции о современных трендах в журналистике и о том, как они влияют на общество. Эксклюзивно для РАДИО «Моховая, 9»
    В.П.Коломиец — заведующий кафедрой социологии СМИ журфака МГУ
    Потребление телеконтента всегда связано с образом жизни людей. Если вспомнить советское телевидение — это семья, которая садилась у экрана, выбирала в журнале программы, которые будет смотреть, и всей семьей смотрели этот контент. Сейчас ситуация совершенно другая: кто-то смотрит по телевизору, кто-то на планшете. Многообразие моделей телепросмотра характерно для этого периода.
    Виктор Петрович Коломиец
    заведующий кафедрой социологии СМИ журфака МГУ
    И.А.Полуэхтова — профессор кафедры теории и экономики СМИ журфака МГУ
    Телевидение будет интегрироваться в новую среду, диджитал-среду, и на этом фундаменте, фундаменте конвергенции, будет строить своё будущее.
    Ирина Анатольевна Полуэхтова
    профессор кафедры теории и экономики СМИ журфака МГУ
    Секция «Информация и публицистика на телеэкране и в радиоэфире в 2017 году: содержательные и форматные особенности»
    Основные докладчики секции. Нажмите сюда
    • Р.В.Даутова (КФУ) Централизация производства информационных программ телекомпаний малых и средних городов России
    • Д.В.Жуков (г. Севастополь) Телеканалы Крыма и Севастополя: новая реальность
    • В.А.Сухарева (МГУ) Особенности радиопублицистики в 2017 году
    • Ю.И.Долгова (МГУ) Общественно-политические ток-шоу: информируют или развлекают?
    • С.Н.Ильченко (СПбГУ) История революции в телеэфире: информация или интерпретация?
    • Л.Д.Болотова, Е.А.Шевелева (МГУ) Освещение столетия революции коммерческими радиостанциями московского FM-диапазона: специфика создания художественного контента
    Тезисы некоторых выступлений. Нажмите сюда
    • Д.В.Жуков: После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией на полуострове начался большой передел в сфере медиа, в частности в телевидении. К сегодняшнему дню в Крыму оформилось три лидера телевещания: «Крым», «Крым 24» и «Мелет». Почти за четыре года крымские телеканалы были существенно модернизированы, стали выпускать больше оригинального контента, причём не только на русском языке. «Мелет» вещает на крымскотатарском, а на русскоязычных «Крым» и «Крым 24» регулярно выходят передачи на украинском языке.
    • С.Н.Ильченко: В 2017-м году был столетний юбилей Октябрьской революции. Но в российских медиа эта дата прошла незамеченной. Во всяком случае столетие революции СМИ освещали не так, как можно и нужно освещать эту дату. А те проекты, которые появились на телеэкранах («Троцкий», «Демоны революции», «Подлинная история русской революции») были полны неточностей и смещения акцентов.
    • В.А.Сухарева: В эфире информационных радиостанций — и центристских, и государственных, и позиционирующих себя как оппозиционные — наблюдается «мягкая» публицистическая риторика весьма благопристойной окраски, деликатная в суждениях и формулировках.
    • Острый внутриполитический и экономический контент уступил место эмоционально-социальному: дети, собаки, свалки, нравственность.
    • Появился общий тематический тренд в духе советской публицистики: «у нас все хорошо»: страна богатеет, люди адаптировались, санкции делают нас сильнее и пр.
    • Е.А.Шевелёва: В России сейчас очень мало передач с богатым набором средств художественной выразительности. Пока наиболее последовательно этих традиций придерживаются государственные радиостанции («Радио России», «Радио России Культура», «Звезда»). Коммерческий сегмент использует художественные элементы очень редко, в основном к круглым датам.
    • С.А.Гулиева: В Азербайджане телевидение появилось в 1956-м году. Но бурное развитие азербайджанского телевидения началось уже с 1980-х годов. Сегодня в республике вещает 23 телеканала. Большая часть из них — коммерческие проекты, которые ориентируются на западные форматы.
    Участники секции о трансформациях теле- и радиоформатов. Эксклюзивно для РАДИО «Моховая, 9»
    Л.П.Шестёркина — декан факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета
    В 2017-м году телевидение и радио стали сливаться как средства массовой информации. Очень сложно оценить, хорошо это или плохо.
    Людмила Петровна Шестёркина
    декан факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета
    С.Н.Ильченко — доцент кафедры телерадиожурналистики факультета журналистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
    Сегодня технологичность журналистики выходит на первый план. Приходит человек в газету, ему говорят не «напиши теоретическую статью», а «дай мне материал на 3000 знаков про то или про сё». Технологическая составляющая определяет смысл творчества журналиста.
    Сергей Николаевич Ильченко
    доцент кафедры телерадиожурналистики факультета журналистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
    Г.Г.Щепилова — и.о.заведующего кафедрой телевидения и радиовещания журфака МГУ
    Очень сильно стали размываться рейтинги, допустим, на телевидении, потому что часть людей ушла в нелинейное телесмотрение. И это самый крупный тренд и самая крупная проблема. Но это не является никакой проблемой, потому что медиапотребление вообще меняется.
    Галина Германовна Щепилова
    и.о.заведующего кафедрой телевидения и радиовещания журфака МГУ
    Секция «Контент-стратегии российских СМИ»
    Основные докладчики секции. Нажмите сюда
    • М.А.Бережная (СПбГУ) Эстетические аспекты контентных стратегий аудиовизуальных СМИ
    • Ю.М.Ершов (ТГУ) Некоммерческие организации как медиа и их контент-стратегия
    • А.В.Колесниченко (МГУ) Востребованность жанров журналистских текстов в практике цифровых медиа
    Некоторые тезисы выступлений. Нажмите сюда
    • М.А.Бережная: В современном медиапространстве воздействие эстетической компоненты в журналистском материале становится иногда решающей. Интерактивность современных форм журналистики делает эстетику областью, в которой создаются важнейшие факторы взаимодействия контента и его потребителя.
    • Самая крупная проблема — соотношение художественного и документального в журналистике. В тенденциях последнего десятилетия отмечается проникновение художественных приёмов в журналистику и движение от документального к художественному. Тенденции журналистики соотносятся с тенденциями эстетики. Среди них: утрата границ эстетического и художественного, превращение обыденного в возвышенное.
    • Фандрайзинговая журналистика — молодой востребованный формат, который направлен на сбор средств, на конкретное социальное участие. Такие материалы оправданы с точки зрения функционала. Один герой существует не только для того, чтобы помогли ему, но и для того, чтобы собрали средства для других людей. Этот формат соединяет в себе и рекламу, и журналистику, при этом абсолютно не противоречит профессиональной идеологии социальной журналистики.
    • Вранье — это не журналистика. В погоне за красивым материалом нужно помнить, что может получиться фейк. Применяя эстетические приемы, мы становимся ближе к реальности, помогаем людям понять суть проблемы. Принципиальная деэстетизация может привести к тому, что никто не будет смотреть и воспринимать материал.
    • А.В.Колесниченко: Самые востребованные форматы в цифровых медиа — короткие новости и авторские колонки. К большим журналистским материалам предъявляют повышенные требования.
    Т.И.Фролова о том, что такое контент-стратегии. Эксклюзивно для РАДИО «Моховая, 9»
    Молодое поколение ушло в Сеть и воспринимает то, к чему мы привыкли, по-другому.
    Татьяна Ивановна Фролова
    профессор кафедры периодической печати журфака МГУ
    Круглый стол «Популяризация науки в условиях медиатизации общества»
    Какие вопросы обсуждали на круглом столе? Нажмите сюда
    • Популяризация науки в 2017 г.: достижения и тренды
    • Ученый и журналист: как найти общий язык и алгоритм взаимодействия?
    • Трудности перевода «с научного на человеческий»: границы допустимого
    • Новые форматы, жанры, платформы в популяризации науки в современном обществе
    • Просветительские мероприятия и фестивали науки: перспективы развития
    • Образовательные программы для ученых и научных журналистов
    Некоторые тезисы выступлений. Нажмите сюда
    • Е.Л.Вартанова: Журналисту нужно писать о науке серьёзно, понятно и достоверно.
    • Л.В.Гусев: Научно-популярная журналистика и коммуникация сейчас самые востребованные тематические сегменты в мире медиа. Вместе с популярностью научной журналистики растёт и ответственность за качество и достоверность информации, которую получает аудитория СМИ.
    • О.В.Муронец: Наравне с научными новостями в СМИ часто публикуют лженаучные новости. Они вызывают неподдельный интерес у аудитории. Это является болезнью публичного пространства, посвященного науке, которую ещё не удалось полностью излечить.
    • А.Ю.Панчин: Огромна роль интернета в современной науке. Он создает у человека иллюзию знания и является источником мифов, но в то же время становится удобной площадкой для популяризации науки. Прежде всего, он позволяет найти подход к разной аудитории через разные каналы: так, молодёжи рассказывать о науке лучше в YouTube, поколению постарше – в социальных сетях «ВКонтакте» и Facebook.
    • Г.В.Тарасевич: Сейчас преобладает негативная тенденция: многие новости о науке являются переводными, а при переводе теряются важные детали.
    Участники секции о том, как «развлекая просвещать». Эксклюзивно для РАДИО «Моховая, 9»
    Г.В.Тарасевич — главный редактор журнала «Кот Шрёдингера»
    Научный журналист — не совсем журналист. Журналист — это про политику, расследования, в морду дать или получить, неважно. Мне кажется, что научные журналисты должны приложить усилия, чтобы конкурировать наравне с теми, кто освещает светскую хронику, криминал и всё такое.
    Григорий Тарасевич
    главный редактор журнала «Кот Шрёдингера»
    Ирина Якутенко — научный журналист, автор издательства «Вокруг света»
    Научпоп сейчас берёт на себя несвойственную ему раньше функцию — образовательную. Есть много проектов на стыке образования и науки. Но только научпоп всегда будет сам собой заинтересовывать потребителя и аккумулировать аудиторию.
    Ирина Якутенко
    научный журналист, автор издательства «Вокруг света»
    ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ 2
    Второй день конференции «Журналистика в 2017 году: творчество, профессия, индустрия» также открылся пленарным заседанием. Модерировала заседание и.о. заведующей кафедры телевидения и радиовещания Г.Г.Щепилова. Декан факультета журналистики Воронежского государственного университета В.В.Тулупов рассказал о проблемах, с которыми сегодня сталкиваются региональные журфаки. А.А.Гладкова с коллегами из Башкортостана, Татарстана и Чувашской республики представила исследование о СМИ на национальных языках. Профессор О.Р.Самарцев из Ульяновского государственного университета обозначил факторы трансформации журналистики в цифровой медиасреде.
    Основные докладчики пленарного заседания. Нажмите сюда
    Модератор Г.Г.Щепилова (МГУ)
    В.В.Тулупов (ВГУ) Факультет журналистики как научно-образовательный центр региона
    Р.Р.Магадеева (БашГУ)Этнические СМИ России: актуальные тенденции развития (на примере республик Татарстан, Башкортостан и Чувашия)
    О.Р.Самарцев(УЛГУ)Факторы трансформации журналистики в условиях цифровой медиасреды
    Е.Л.Вартанова, А.В.Вырковский, С.С.Смирнов, М.И.Макеенко — Презентация книги «Индустрия российских медиа: цифровое будущее»
    Некоторые тезисы пленарного заседания. Нажмите сюда
    • В.В.Тулупов: Факультеты журналистики в российских регионах сегодня испытывают множество проблем: подгонка под западные стандарты, слабое изучение истории отечественной журналистики, перекос в сторону технологии. Учёные вынуждены гнаться за публикациями в Scopus и Web of Science, потому что российские индексы научного цитирования нигде не котируются. Эти проблемы связаны с тем, что политику в вузах диктуют менеджеры, а не учёные.
    • Журналистов в России сегодня обучают по двухуровневой болонской системе: 4 года бакалавриата + 2 года магистратуры. Идеальный вариант в сложившихся условиях — интегрированная магистратура, когда обучение фактически продолжается 6 лет без перерывов.
    • В сегодняшнем журналистском образовании очень плохо налажена связь с практиками. Эти контакты, безусловно, есть, но они не носят системного характера.
    • А.А.Гладкова: Россия — многонациональная страна, поэтому нуждается в СМИ на множестве национальных языков. Главный вызов этническим СМИ заключается в том, что в их финансовой структуре доминирует государственная модель. Они существенно отстают от СМИ на русском языке с технологической точки зрения — большинство из них выходит только на бумаге. Кроме того, до сих пор нет внятной классификации этнических СМИ России.
    ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ «ИНДУСТРИЯ РОССИЙСКИХ МЕДИА: ЦИФРОВОЕ БУДУЩЕЕ»
    На пленарном заседании А.В. Вырковский, С.С.Смирнов и М.И.Макеенко представили своё новое исследование «Индустрия российских медиа: цифровое будущее». В этой книге авторы предположили, как изменится российский медиаландшафт в ближайшие несколько лет. Исследователи адресуют свой труд не только профессионалам, но и студентам.
    Авторы о книге. Эксклюзивно для РАДИО «Моховая, 9»
    А.В.Вырковский — доцент кафедры теории и экономики СМИ журфака МГУ
    Если студент хочет зарабатывать деньги и чувствовать себя комфортно в этом мире и в своей профессии, то он должен понять, что будет делать, где будет работать, чему надо учиться сейчас, чтобы не пришлось переучиваться потом.
    Андрей Вырковский
    доцент кафедры теории и экономики СМИ журфака МГУ
    М.И.Макеенко — заместитель декана по научной работе журфака МГУ
    Заглянуть в будущее, конечно, невозможно. Но есть два подхода. Во-первых, прогнозирование на год или два. Берутся цифры и из них выводятся тренды. Форсайтный подход проводится намного сложнее и делается гораздо реже, потому что требует масштабной подготовки и проведения исследования, проработки интервью со специалистами, много времени на обработку этой информации. С момента исследования прошло практически четыре года, произошли какие-то революционные изменения на индустриальном уровне? Наверное, нет. Кроме каких-то мельчайших технических деталей мы не видим ничего, что может оказать революционное воздействие на изменение тех сценариев, которые мы сформулировали.
    Михаил Игоревич Макеенко
    заместитель декана по научной работе журфака МГУ
    С.С.Смирнов — доцент кафедры теории и экономики СМИ журфака МГУ
    Особая фишка этой книги заключается в том, что речь идёт не о статус-кво, а о прогнозах, о возможных сценариях развития этого рынка, каким он будет через пять-десять лет. Тот, кто прочитает на первом курсе эту книгу, возможно, окажется в той самой реальности, которую эта книга описывает.
    Сергей Сергеевич Смирнов
    доцент кафедры теории и экономики СМИ журфака МГУ
    Круглый стол «Динамика бизнес-моделей медиа в цифровой среде»
    Основные докладчики круглого стола. Нажмите сюда
    • Ж.Г.Багиян (г. Ереван) Телевидение Армении в условиях перехода на цифровую передачу сигнала
    • В.Л.Иваницкий (МГУ) Big data, smart contract, block chain: на пути к новой медиасистеме
    • Л.С.Петухова (МГУ) Трансформация работы журналиста в локальных ежедневных газетах Италии под воздействием экономических факторов
    • Т.С.Черевко (МГУ) Модели монетизации новостного контента в условиях меняющегося медиапотребления звук презентации
    • Г.Г.Щепилова (МГУ) К вопросу о монетизации телеканалов в цифровой среде звук презентации
    Некоторые тезисы выступлений. Нажмите сюда
    • Г.Г.Щепилова: Несмотря на рост потребления телеконтента в Интернете, доля классического телевидения остается лидирующей.
    • Т.С.Черевко: Социальные сети — источник новостного контента.
    • СМИ пора учиться зарабатывать в социальных сетях и в мессенджерах.
    • В.Л.Иваницкий: Роботы активно работают в СМИ. Скорость работы некоторых роботов — 1000 заметок в секунду.
    • Потребителя не интересует, в каком формате будет производиться контент. Он всё равно будет потреблять его так, как ему удобнее.
    • Медиа во многом приобрели отраслевые характеристики и превратились в бизнес. Потребление медиаконтента связано с такой категорией, как удобство. Современные медиа-продукты стало удобнее потреблять.
    • Вlockchain (распределительные реестры) — исключение фальсификации продукта или услуги и одновременно пополнение больших данных.
    • Индустрия 4.0 (Четвертая промышленная революция) — повсеместная цифровизация, цифровые телекоммуникационные платформы, роботизация и искусственный интеллект.
    • Россия достаточно близко подошла к созданию глобальной национальной базы данных. Основой для её создания являются: база многофункциональных центров услуг (МФЦ), базы Росстата, пенсионного фонда РФ, МВД, земельного кадастра, налоговые, таможенные, отраслевые базы и т.д
    Доклад профессора В.Л.Иваницкого «Big data, smart contract, block chain: на пути к новой медиасистеме»
    Доклад доцента Т.С.Черевко «Модели монетизации новостного контента в условиях меняющегося медиапотребления»
    Доклад профессора Г.Г.Щепиловой «О монетизации телеканалов в цифровой среде»
    Секция «Этические и правовые коллизии в современной журналистике»
    Основные докладчики секции. Нажмите сюда
    • Л.Г.Александров (ЧелГУ): Толерантность – универсальный механизм регулирования социальных коллизий или проблемная зона журналистики?
    • И.Б.Игнатова (МПГУ): Стратегия поведения журналиста-медиакритика: этический аспект
    • Т.И.Сурикова (МГУ): Вербализация реальности в СМИ как источник коллизий
    • Е.С.Кара-Мурза (МГУ): Термин «конфликт норм» как инструмент для описания лингвосемиотики спорного текста
    • И.А.Панкеев (МГУ): Профессиональная самоидентификация и соблазны цифровой эпохи
    Профессор И.А.Панкеев о профессиональной самоидентификации. Эксклюзивно для РАДИО «Моховая, 9»
    У нас с вами есть одно богатство. Один капитал. Имя называется. Не надо говорить, что закончил, какие степени имеешь, просто выходишь и говоришь, например: «Познер». И сразу всё понятно.
    Иван Алексеевич Панкеев
    профессор кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ
    Секция «Эффекты и инструменты новых медиа»
    Основные докладчики секции. Нажмите сюда
    • Д.Д.Алваренга (РУДН):YouTube – инструмент журналистики в Бразилии
    • Л.А.Круглова (МГУ): Тренды развития аудиовизуальной информации медиаиздателями в сети
    Некоторые тезисы выступлений. Нажмите сюда
    • Д.Д.Алваренга: Ютуб – это выгодный медийный инструмент, а бразильское общество – полностью сетевое. Бразильские СМИ начали приходить в YouTube. Сейчас все крупные газеты, телеканалы и радио станции уже имеют там свои каналы.
    • Л.А.Круглова: Печатные издания стали лучше понимать природу видео контента. Они никогда не имели к этому отношения, но стали заново изобретать аудиовизуальную природу, которая уже давно была открыта и понята телевизионщиками. Но пока это не совсем то, что нужно аудитории, и эксперименты продолжаются.
    • 4 правила публикации видео контента от ведущих газет The Wall Street Journal, The Times и The Sun:
    • 1. Делать акцент на качество, а не на количество.
    • 2. Для создания видео предпочтителен контент, в котором есть «эмоция, юмор, действие или проницательность».
    • 3. Если в видео можно строить текст, у него будет больше просмотров.
    • 4. При правильном подходе правильные видео позволяют СМИ выделиться среди других медиа.
    • А.А.Градюшко: Белорусские медиа стараются делать краткие, небольшие видеоролики длительностью не более 2-2,5 минут. В видео добавляют титры. В новых медиа очень часто используют игры и тесты, мы встраиваем их в сайты. Делаем игровые методики, это связано с аудиторией, которая приходит в интернет с целью развлечения. Также мы используем интерактивные приемы: складывание пазлов. Это способствует вовлечению читателя в журналистский контент. Основные тренды развития новых медиа Белоруссии схожи с российскими, это визуализация и увеличение доли видео контента.
    Зав.кафедрой новых медиа и теории коммуникации журфака МГУ И.И.Засурский о YouTube и грядущей революции в журналистике. Эксклюзивно для РАДИО «Моховая, 9»
    Есть два медиаэффекта, которые связаны с новыми медиа. Один из них — это информационная сверхпроводимость, когда информация может мгновенно распространяться. Второе — это супер-компетенции, когда люди, объединив усилия или получив информацию из другой области, могут создавать инновации.
    Иван Иванович Засурский
    заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации журфака МГУ
    Секция «Журналистика как объект академических исследований: системный и междисциплинарный подходы»
    Основные докладчики секции. Нажмите сюда
    • С.Л.Белых (ИОП) Журналистика как предмет психологического исследования
    • А.Е.Богоявленский (ВГУ) Медиакиберантропология: от Homo Mediatus – к Internet Sapiens
    • И.Н.Демина (Иркутский университет) Потенциал медиаисследований в России
    • М.И.Макеенко (МГУ) Развитие теорий медиа в России в 2010-е гг.
    • С.Г.Корконосенко (СПбГУ), М. В. Шкондин (МГУ) Интегративная функция журналистики
    • А.Н.Фортунатов (ННГУ) Эго-медиум как продукт коммуникативной эволюции.
    Некоторые тезисы выступлений. Нажмите сюда
    • А.Н.Фортунатов: Телевидение — змей, который кусает собственный хвост. Развитие телевидения начиналось с романтических надежд, которые рисовал один из его создателей — Владимир Зворыкин. Он мечтал с помощью телевидения увидеть то, что недоступно глазу человека. Например, поверхность Луны или дно океана. Но в итоге телевидение постепенно превратилось в технологию пристального интереса к мельчайшим деталям, которые стали отрицать человека. И тот же Зворыкин позже стал говорить, что главная кнопка в телевизоре — кнопка «Выключить». Но сегодня телевидение уже невозможно выключить. Оно стало вездесущим и постоянно присутствующим в нашей жизни.
    • Мультизадачность, мультиэкранность , мультимедийность и мультисмысловость — уже вещи одного порядка. В современном мире человек не только режиссёр и автор контента, но и аудитория, которая его воспринимает. Сегодня тот, кто смотрит в экран своего гаджета, полностью погружен в эту визуальную инфраструктуру, визуальный метоязык человеческого взаимодействия, который структурирует его восприятие.
    • Телеграм-каналы, популярные среди молодёжи, должны быть наполнены искренним, таргетированным, направленным на человека смыслом. Но, как показывает практика, им нечего показать с точки зрения осмысленности: они репостят одну и ту же информацию.
    • С.Л.Белых: Серьёзных научных исследований по журналистике нет. Подавляющее большинство — филологические. Работ, в которых бы чётко систематизировались эмпирические методы и методы информационного обмена, сейчас нет.
    • С.Г.Корконосенко: Интегративная функция журналистики может насаждаться «сверху» или появляться внутри общества. Навязанная по команде и распоряжению функция ненадёжна. Изнутри общества интегративная функция возникает на основе интересов людей и групп. Масса людей обычно смотрит одни и те же телеканалы, источники информации. В итоге, между людьми возникает определенная близость, основанная на информационном интересе.
    Доклад А.Н.Фортунатова «Эго-медиум как продукт коммуникативной эволюции»
    Секция «Актуальные вопросы медиапсихологии в условиях цифровизации медиа»
    Основные докладчики секции. Нажмите сюда
    • О.Р.Карабанова (Агентство Momentum) Зооморфизм как феномен массовой коммуникации
    • А.С.Кузнецов (МГУ) Трикстеризация массмедийного пространства
    • Г.А.Мирошниченко (РУДН) Standup comedy как вид развлекательного жанра: психологический аспект
    • В.Ф.Петренко (МГУ) Человек в век цифровой коммуникации
    • Е.Е.Пронина (МГУ) Современная информационная картина как симптом
    • В.В.Сорокина (МГППУ) Влияние мультфильмов на развитие социальных навыков детей
    • Н.В.Чудова (ФИЦ ИУ РАН) Сетевые дискуссии как материал психодиагностики
    • Д.Л.Шукуров (ИвГУ) Перформативность медиакоммуникаций: психоаналитический аспект
    Некоторые тезисы выступлений. Нажмите сюда
    • Е.Е.Пронина: Робот столько вреда не нанесёт, сколько может нанести человек, если приложит свой талант не к тому объекту.
    • Большие СМИ не просто искажают картину мира, не просто занимаются пропагандой, не просто формируют постправду. Они не любят слово пропаганда, но они изобрели слово постправда и фактически оправдывают этим фейки, гипноз и намеренную ложь. И этим они заморочили голову себе. И они сами уже не понимают, где правда и что происходит.
    • Если журналист не будет проверять информацию, он первым падёт жертвой милтоновского гипноза — такого гипноза, которому поддаются все.
    • А.С.Кузнецов: Трюкалистика — новый тренд в журналистике, жанр иммерсивной журналистики для которого характерно ощущение вовлечения и участия. Когда журналисты ставят на себе и не только различные эксперименты.
    • О.Р.Карабанова: Образы животных помогают воздействовать на сознание людей и усиливать эффект от рекламы.
    Доклад д.ф.н. Е.Е.Прониной «Современная информационная картина как симптом»
    УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ О МЕДИАТРЕНДАХ 2017 ГОДА И БЕЛЫХ ПЯТНАХ В ЖУРНАЛИСТИКЕ
    Продолжайте следить за выпусками РАДИО «Моховая, 9» !